ПОСТРОЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СБОРКИ НЕПРЕРЫВНЫМ ПОТОКОМ
Все процессы изготовления деталей самолетов и их сборки отличаются различной трудоемкостью, причем больше всего времени отнимает сборка. Кроме того, сборочные процессы весьма разнообразны по своему характеру. Поэтому сборку необходимо организовывать внимательно, чтобы получить единый производственный поток.
Сборочные процессы в машиностроении, а в самолетостроенИ в частности, можно организовать различно. Простейшей формой Я ганизации является еще широко распространенный в сулостроеД и перенесенный оттуда в самолетостроение бригадный т о д сборки. Сущность этого метода заключается в том, что а2 сборочные работы разбивают на отдельные. монтажи, руководствуя» главным образом принципами территориальности и специализаиВ рабочих. Например, монтаж моторной установки, монтаж электроЗИ радиоустановки, монтаж управления самолетом, установка капот® и обтекателей, монтаж шасси, шорно-обойные работы и т. д. КаждЯ такой монтаж выполняет отдельная бригада рабочих независиж от других бригад. Таким образом организуют бригады: мото{Ж? стов, электриков, тросовщиков, вооруженцев, шорников, медникрі
Каждая из бригад имеет свои вспомогательные рабочие места/ расширяющиеся при значительном объеме сборочных работ в небольшие мастерские, входящие в состав сборочного цеха. При бригад* ном методе сборки трудно планировать параллельное выполнение работ, так как каждая бригада работает независимо от других; поз* тому за небольшими исключениями все работы происходят последо-Ч вательно.
Это сильно удлиняет цикл сборки и увеличивает объем незавер* шейного производства. В силу этого бригадный метод не оправдывает* себя в серийном и массовом производствах и характерен для опытного і или индивидуального производства. ■
Более совершенным методом сборки является метод зада-1 ний (объединений), широко распространенный в мелкосерийном и, 1 частично, в среднесерийном производствах. В этом случае все монтажи 1 по самолету разбивают на определенные участки работы — задания 1 (или объединения) и выполнение каждого из них поручают отдель — I ному исполнителю или, реже, небольшой группе исполнителей. Объем I работы каждого задания обычно подбирают так, чтобы его можно было 1 выполнить в течение законченного отрезка рабочег о времени (смена, 1 половина смены). Разбивка монтажей на задания позволяет более I точно планировать работы по времени и дает возможность выполнять 1 их параллельно, что сокращает цикл сборки. Метод заданий, хотя и I является значительно более организованным, чем бригадный метод, і но все же не дает гарантии в полной с т а б и л ь н о с т и про — I цесса сборки, так как каждый рабочий в пределах своего 1 задания может изменять последовательность и соотношение по дли — Я тельности отдельных операций задания. 1
Набор операций по сборке, входящих в одно задание, не всегда I удается строго увязать с основной специальностью рабочего, отчего 1 диференциация специальностей в значительной мере стирается, а I сами рабочие становятся операторами-сборщиками. При проведении I этого метода сборки наиболее успешно можно применить мар — | шрутную систему планирования и учета, когда работу ведут но сменным заданиям, вписываемым в так называемый маршрут — 1
і ый лист, устанавливающий контроль за движением деталей на всем протяжении производственного процесса. Эта система требует строгой согласованности всех элементов производства, включая сюда обязательное обеспечение рабочего места инструментами, материалами, технологическими картами, чертежами и пр. Наконец, при маршрутной системе рабочий на другой же день после работы знает размер своей выработки и заработка, что значительно стимулирует увеличение производительности труда.
Наиболее совершенным способом организации сборочных процессов является метод сборки непрерывным потоком, когда за каждым рабочим-оператором закреплены одна или несколько сборочных операций, выполняемых им в течение определенного отрезка времени, называемого ритмом выпуска. Довольно распространенное мнение, что сборку непрерывным потоком можно осуществить только при выпуске продукции в массовых масштабах, неверно и полностью опровергнуто практикой многих заводов. Метод сборки непрерывным потоком может быть применен не только в крупносерийном, но и в мелкосерийном производстве, повсюду, где номенклатура и конструкции выпускаемых изделий в течение некоторого срока более или менее постоянны.
Метод непрерывного потока создает следующие преимущества:
1. Максимальная специализация и строгое разделение труда, что увеличивает производительность труда и создает предпосылки для максимальной механизации ручных операций.
2. Полная стабильность технологического процесса и строгая ритмичность выпуска изделий, дающие возможность улучшить производственный контроль и повысить качество изделий.
3. Минимальная и неизменная величина незавершенного производства вследствие устранения перерывов в работе, уплотнения рабочего дня операторов и максимальной насыщенности рабочих мест операторами. В результате сокращается до минимума цикл сборки и уменьшается количество необходимых производственных площадей.
4. Высокая дисциплина производства, основанная на непрерывности всего производственного потока сборки.
В конечном результате метод сборки непрерывным потоком обеспечивает высокое качество продукции при минимальной ее себестоимости.
В условиях самолетостроения, отличающегося от других отраслей машиностроения, например автотра’кторостроения, большой трудоемкостью сборки и сравнительно небольшими масштабами выпуска, метод непрерывной поточной сборки имеет следующие особенности.
1. Большая величина ритма выпуска и, следовательно, значительное количество монтажных операций, приходящихся на долю одного оператора и выполняемых им в течение одного ритма.
2. Наличие некоторого числа пригоночных операций, вызываемых неполной взаимозаменяемостью собираемых частей самолета и большим количеством регулировочно-проверочных работ.
3. Несоразмерность отдельных деталей и узлов (например кры и костыль) и резкие колебания трудоемкости отдельных сборочк
опыт автотракторной промышленности и требует применения oco6™*s форм организации сборочных поточных линий.
Работу непрерывным потоком можно организовать двумя путями.
1. Рабочие операторы всегда остаются на своих рабочих местах, а изделия перемещают последовательно от одного рабочего места к дру — тому для выполнения всех сборочных операций. Эта форма потока характерна для изделий транспортабельных, имеющих сравнительно небольшие размеры и обладающих достаточной жесткостью в процессе сборки. Такую форму потока условимся называть нормальным п о т о к о м.
2. Изделия остаются па одном месте в процессе всего цикла сборки, а рабочие последовательно переходят от одного изделия к другому для выполнения закрепленных за ними операций. Такая форма потока более характерна для громоздких изделий, обладающих большими габаритными размерами и не имеющих достаточной жесткости в процессе их сборки. Эту форму потока, в отличие от первой, условимся называть скользящим потоком. В самолетостроении, где приходится собирать именно такие громоздкие и недостаточно жесткие агрегаты (крылья, фюзеляж и т. д.), эта форма потока широко применяется.
Комбинирование нормальной и скользящей формы потока условимся называть смешанным «ото к о м.
Из приведенной классификации видно, что наличие конвейера или иного транспортного приспособления необязательно при организации работы непрерывным потоком.
Как нормальный, так и скользящий поток имеют свои достоинства и недостатки. К достоинствам нормального потока можно отнести-.
1. Возможность более совершенной организации рабочих мест и неизменяемость производственной обстановки на каждом рабочем месте, что повышает производительность труда рабочих.
2. Возможность широко. механизировать транспортные операции, вплоть до установки конвейеров непрерывного действия.
3. Минимальное время, требующееся для смены изделий у каждого рабочего, что уменьшает производственные потери и сокращает цикл сборки.
4. Питание сборочных линий собираемыми деталями всегда происходит в определенных точках сборочной линии; вследствие этого уменьшаются страховые запасы деталей у рабочих. мест.
Это показывает, что нормальный поток значительно лучше, чем скользящий поток, единственным преимуществом которого при сборке крупных изделий является отсутствие необходимости устраивать тяжелые и громоздкие транспортные приспособления.
Схемы расположения изделий и операторов при различных формах потока приведены на фиг. 367. Схема А представляет прямолинейный
поток с перемещением изделий по стендам 7—6. Схема Б изображает прямолинейный поток с параллельными стендами 3, причем на этих стендах изделия и рабочие перемещаются параллельно; на стенде 7, 2,4 |и 5 ритм R = 1, а на стенде 3 ритм R =2. На схеме В показаны параллельные потоки с перемещением изделий в каждом потоке и с перемещением рабочих на параллельных стендах потоков; ритм 7? = 2. Схема Г аналогична предыдущей, но ритм R = 3. На схеме Д представлен скользящий поток: изделие не перемещается, но перемещаются рабочие; ритм /?’= 6. Схема Е аналогична предыдущей, но поток разделен на две группы: ритм R = 2 х 3=6.
Ритм главной линии сборки, с которой сходит законченная машина, называется г л а в н ы м ритмом и определяется по формуле:
R = ^~час.,
где Фк— календарным фонд времени работы предприятия;
N — количество выпускаемых в год изделий.
Таким образо. м г л а в н ы м р и т м о м сборки называется непрерывно повторяемый промежуток времени, через который со сборочной линии сходит готовая машина.
Обратная величина ритма:
т = _1 — единиц продукции/час.
R vk
называется темпом работы и представляет собой скорость, с которой сборочная линия выпускает изделия.
Величина темпа выражается числом машин, выпускаемых в единицу времени. Ритмы работы отдельных подсобных сборочных линий
по своей абсолютной величине могут отличаться от длительно главного ритма и называются частными ритмами.
Различие частных ритмов может возникнуть вследствие необі димости выпуска запасных частей и агрегатов самолета,’^ также в тех случаях, когда необходимо компенсировать неустра мый брак или при повторяемости отдельных узлов и деталей в kq струкции самолета.
Ритмы частных линий связаны с ритмом главной линии следуюп соотношением:
Е>
(* + та) (‘ |
г = ———————- ггт — час.,
где г — частный ритм;
К — количество узлов (деталей) на одно изделие; b — количество запасных узлов (деталей) на 100 изделий; ,3 — брак сборки в %.
НЕПРЕРЫВНЫЙ ПОТОК С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ИЗДЕЛИЙ
Метод непрерывной сборки, являющийся самым совершеннь наиболее отвечает современным требованиям самолетостроения.
Перемещение изделий от одного рабочего места к другому вдог линии сборки может происходить либо непрерывно в течение всего процесса сборки, либо толчками, периодически, по окончании каждого ритма данной линии. Поэтому по характеру движения изделий’ различают непрерывный поток и пульсирующий.
Непрерывный поток характерен тем, что изделие, находящееся на конвейере или ином транспортном приспособлении, с определенной скоростью проходит вдоль каждого рабочего места и рабочий-оператор, передвигаясь в пределах своей рабочей зоны вместе с изделием, выполняет все необходимые сборочные операции «на-ходу». По окончании работы над одним изделием оператор возв ащается в исходную точку и повторяет те же операции над другим изделием, успевшим подойти к его рабочему месту.
Необходимость возвращения рабочего к месту начала работы позволяет применить такой вид потока только на линиях с небольшим ритмом (1—15 мин.).
При сборке крупных объектов, как это имеет место в большинстве сборочных процессов самолетостроения, в особенности, если учесть необходимость сборки многих агрегатов в громоздких приспособлениях, постоянное перемещение агрегата неудобно. Кроме того, при больших значениях ритма (в самолетостроении 1—5 час.), скорость перемещения была бы чрезвычайно малой. Поэтому при сборке самолетов предпочитают применять пульсирующий поток.
Пульсирующий поток характерен тем, что собираемое изделие останавливается на рабочем месте и остается неподвижным в течение ритма сборки, т е. до окончания всех операций на данном рабочем стенде. Передвижение изделий с одного стенда на другой
может происходить в данном случае со значительном скоростью, что уменьшает время на передвижение. За время передвижения изделий, которое происходит одновременно по всей линии, рабочие могут подготовить свои рабочие места к приему нового изделия.
Иногда длительность операции не укладывается в продолжительность одного ритма. В этих случаях приходится на отдельных стендах увеличивать длительность ритма в кратное количество раз, располагая сборочные стенды, на которых выполняют эти операции, параллельно. Число стендов на таких рабочих местах увеличивается прямо пропорционально увеличению длительности ритма. Если, например, продолжительность процесса сборки на одном стенде будет равна трем ритмам, то число параллельных стендов будет также равно трем.
На фиг. 368 показана схема потока для данного примера, а на фиг. 369 график движения работы на параллельных стендах.
Если приходится организовать параллельные стенды на многих этапах сборочного процесса, то выгоднее перейти на две или более параллельные сборочные линии. Тогда ритм каждой линии будет
соответственно в два или более раз длительнее, чем на одной линш т. е. если на оДной линии R — 1, то при двух параллельных линия R —2, при трех R — Зит. д. Каждая из таких линий, как и в пр
дыдущем случае, может работать по времени со сдвигом начала конца работ или полностью параллельно.
В первом случае выпуск изделий со всех трех линий будет пр исходить равномерно через промежутки времени,, равные главном ритму выпуска R — 1 (фиг. 370), а во втором — партиями одновр менно со всех линий через промежутки времени, равные частно* ритму каждой из них, т. е. R 2; R — Зит. д. (фиг. 371).
С точки зрения равномерности выпуска и сокращения страхову запасов деталей в начале потока выгоднее первый вариант — с равно мерным выпуском.
Фиг. 370. График работы параллельных Фиг. 371. График работы парал линий со сдвинутым началом и концом дельных линий, начинающих
работ. оканчивающих работу одновре
менно.
Общий цикл сборки одного изделия на потоке и коли-j чество стендов остаются постоянными. При одной линии и числе стен-) дов 0=8 продолжительность сборки на каждом из них равна R = 1 и общий цикл сборки Z будет:
Z = QR = 8.
При трех параллельных стендах имеем: = 5 стендам с парал
лельным ритмом = 1 и Оз = 3 стендам с утроенным ритмом R3 = 3 (по числу параллельных стендов). Но так как каждый из самолетов или его агрегатов, собираемых на линии, проходит сборку только на одном из трех параллельных стендов, то длительность пребывания других изделий па остальных параллельных стендах нельзя учитывать при подсчете цикла сборки Z одного изделия. Поэтому
Z=’?RQ = RlQ1 + R3 = 8.
То же получится при двух параллельных потоках, где число стендов в каждом потоке Q = 4 при частном ритме R — 2:
Z = <?/? = 8, 1
г. е. можно сказать, что при данном количестве стендов, т. е. постоянной трудоемкости, постоянном количестве выпускаемых изделий и
ори постоянной насыщенности стендов операторами, соотношение
QR = const
н не зависит от варианта организации потока.
ч
Изменение количества операторов на каждом стенде, или изменение так называемой удельной плотности работ F, среднее значение которой определяется выражением:
где Р — количество операторов на всей линии,
Q — количество стендов,
приведет к обратно пропорциональному изменению числа стендов,
так как
Следовательно, изменится величина цикла, так как при постоянном ритме она зависит от количества стендов.
Увеличив удельную плотность, можно значительно сократить цикл, число стендов и потребную площадь, но это ограничено величиной агрегата (рабочей зоной) и удобством работы для отдельных рабочих, которые могут мешать друг другу при чрезмерной плотности, а в некоторых случаях и необходимостью соблюдать определенную последовательность стыковки или монтажа при сборке деталей.
По траектории (п у — т и), которую изделия проходят вдоль линии сборки, поточные линии делят на открытые и замкнутые.
Характерным признаком открытых поточных линий является движение продукции в одном направлении, причем точки входа продукции на линию и схода с нее различны и находятся в противоположных концах линии (фиг. 372).
Основным достоинством такого построения потока является то, что движение производственного процесса в пространстве осуществляется прямоточно, без возвратов. К недостаткам же относятся: необходимость возврата вхолостую тележек или других транспортных средств с конца линии к месту подачи продукции и значительная растянутость линии при большом количестве стендов.
Замкнутые поточные линии имеют точки подачи и схода прод ции в одном месте, и движение изделий происходит по замкнут кривой (фиг. 373).
К недостаткам этой схемы относятся: трудности устройства тран слортирующих систем (конвейеров) на криволинейных участках, неудобства поворачивания громоздких изделий (например, состыкован* ных самолетов). Достоинством же являются: компактность линии и отсутствие резервных тележек, так как съем готовой продукции производится непосредственно у места подачи деталей на линию.
По характеру применяемых транспортных средств поточные линии делят на наземные — с движение, по полу цеха или по столу, и подвесные — с движением по моно рельсовым и иным подвесным путям.
В поточных линиях с наземным транспортом для передвижения продукции в самолетостроении чаще всего применяют цепные конвейер ы. Однако удачные решения можно получить и при применении канатных приводов.
Из применяемых в самолетостроении конвейеров характерны следующие типы.
Двухцепной сборочный конвейер с непрерывным полотном. Конструкция этого конвейера (фиг. 374) заимствована из автопромышленное ш и может быть использована • для сборки мелких самолетов. Конвейер состоит из двух раздельных цепей, движущихся по швеллерам. Справа расположёна приводная станция, состоящая из мотора, передачи, вариатора скорости и редук — , тора, а слева натяжная станция для цепей. Разрыв конвейера сделан для того, чтобы отделить участок окраски машины от остальных операций, иначе остатки краски, попавшие на части конвейера, будут разноситься по всему цеху.
Более распространена конструкция двух цепного конвейера специального типа с отдельными, жестко связанными тележками. Собираемая машина опирается на три отдельных тележки: две под шасси (фиг. 375) и одну под хвостовую часть (фиг. 376).
Применение отдельных тележек при двух не связанных друг с другом цепях потребовало устройства специальной скользящей опоры на хвостовой тележке.
Устройство привода и натяжной станции подобно описанному выше.
Одноцепной конвейер комбинированного типа с жесткими тележками (фиг. 377) по своей конструкции не отличается от предыдущего, но цепь конвейера снабжена специальными кулаками для захватывания тележек. Включение тележки в цепь производится автоматически кулаками, выходящими из-под пола у начала конвейера (у натяжной станции). Выключение происходит таким же путем в конце потока (у приводной станции).
Машины располагаются на конвейере продольно, хвостом вперед, что обеспечивает устойчивое положение машины.
0>иг. 375. Тележки для шасси самолета. |
Сборку можно производить при непрерывном или пульсирующе** движении конвейера.
Двухцепной конвейер комбинированного движения с жесткими тележками, соединяемыми с цепью,
устроен аналогично предыдущему, только для экономии площади конвейер разбит на два участка—продольный и поперечный. На поперечном участке тележка катится на своих верхних роликах, что дает возможность производить сборочные работы в верхней части машины. При переходе на продольное движение тележка поднимается и движется на нижних роликах, под углом 90% к прежне. чу направлению. Это дает возможность произвести сборку в нижней части самолета (шасси и пр.).
Вместо цепных конвейеров применяют штанговые.
Пульсирующий конвейер рамного типа для агрегатной сборки, с рамами, не связанными с цепью, состоит из
тележек, подвешенных к монорельсу, которые снабжены устройством для автоматического сцепления с цепыо.
Движущаяся рама (приспособление для сборки) на рабочих местах отделяется от цепи и закрепляется в поддерживающих конвейер колоннах. Движение тележки происходит но замкнутому четырехугольнику, что устраняет необходимость возврата тележек (рам) к началу сборки.